- Пророчество
- наряду с чудесами является признаком сверхъестест. откровения; особенно много мест П. у пророка Исаии; так, обличая язычество, он доказывает его несостоятельность из отсутствия в нем истинного П.; в других местах он указывает на предведение отдаленного будущего, как на свойство одного истинного Бога. В Нов. Завете мы находим такой же взгляд на значение П. Сам И. Христос указывал на свои предсказания будущего, как на признак, по которому ученики Его могли убедиться в Его божественном достоинстве. По примеру Христа, и апостолы в ветхозаветных П. о Мессии и в исполнении этих П. в лице И. Христа видели самое сильное доказательство той же истины. П. есть определенное предвидение и предсказание будущих совершенно случайных событий, которые ни сами по себе, ни в своих сокровенных причинах, не могли быть предусмотрены из настоящего и с несомненной достоверностью предсказаны никаким ограниченным существом, а только по откровению. Истинному П. может быть присуща и некоторая неясность, так как пророку открывается иногда не целостный образ будущего, а только отдельные части его. Поэтому ап. Павел и говорит: "отчасти пророчествуем". Большая часть П. имеет прикровенный, символический и таинственный характер, так как будущее пророк изображает для своих современников в образах, взятых из прошлого и настоящего. Однако истинное П. не может быть неопределенным и двусмысленным в главном и существенном, истинность его познается, главным образом, по исполнение его. На неисполнение П., как на признак его неистинности, находятся прямые указания в Св. Писании.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.